ДЕВЯТЬ ФИЛЬМОВ О МАТЕРИНСТВЕ
1. Мать как главный абьюзер в жизни
📺 Дорогая мамочка, (1981), США, 16+
Фильм опирается на воспоминания Кристины Кроуфорд, дочери Джоан Кроуфорд — одной из самых известных и востребованных актрис Голливуда первой половины XX века. Домашнее насилие — психологическое и физическое — изощрённые наказания и многие годы террора могут войти в учебник по психиатрии о поведении нарциссического и эмоционально незрелого родителя. С другой стороны, буквальное и графичное изображение опыта домашней тирании помогает приблизиться к проблеме не через абстрактные истории, а при помощи конкретных и болезненных воспоминаний.
___________________________
2. Материнство как неминуемая связь
📺 Возвращение (2006), Испания, 18+
Отношения родителей и детей регулярно становятся центральной темой фильмографии Альмодовара: прорывом к мировой публике для него в своё время стал фильм «Всё о моей матери» — история путешествия взрослой женщины к своему проблемному прошлому. В «Возвращении» три поколения женщин живут в зависимости друг от друга: магический реализм встречает латиноамериканские сериалы, но центральный мотив истории — страдания женщин всех возрастов, невозможность разделаться с ними и после смерти и передача дочерям наследственного «проклятия». Фигура матери становится не только авторитетом, но и судьбой.
___________________________
3. Мать как фигура поддержки — несмотря ни на что
📺 Мама Рома (1962), Италия, 16+
Тема секс-работы — центральная для многих авторских европейских фильмов 60-х — была пронзительнее всего изображена у Пазолини, когда он ещё работал в относительных рамках неореализма. Героиня Анны Маньяни — в трагической роли женщины, зарабатывавшей на панели, которая пытается жить заново и быть в своей честности и трудолюбии «хорошим примером» для сына-подростка. Правда, когда он выясняет её прошлое, их отношения портятся безвозвратно — и сын считает прежний образ жизни матери бесповоротной ошибкой и оправданием для собственных проступков. «Мама Рома» — пробирающее кино о самоотверженной материнской любви, которое можно было снять только в то время и в той стране — Италии, перепридумавшей себя после падения фашизма.
___________________________
4. Материнство как интуитивный выбор
📺 Елена (2011), Россия, 16+
Один из самых интересных для трактовки российских фильмов вообще и звягинцевских фильмов в частности. Главная героиня, вышедшая замуж за богатого мужчину, о котором она заботилась в больнице как медсестра, давно живёт как будто бы в заложниках у человека, которого по идее должна любить. И когда ей необходимо выбрать — помочь ли неблагополучному, но любимому сыну, пожертвовав мужем, который относится к ней скорее как к прислуге, — она принимает совершенно естественное в её мире решение, зов крови в котором невозможно преодолеть.
___________________________
5. Одиночное материнство как путь сопротивления
📺 Алиса здесь больше не живёт (1974), США
В начале 70-х ещё молодой и не так давно снимающий режиссёр Мартин Скорсезе сделал нечто нетипичное, что режиссёры, как правило, не делали в его время: в эпоху маскулинного Нового Голливуда он снял фильм о женщине, одинокой матери на пути к собственному счастью. Если принимать во внимание самые известные фильмы Скорсезе, история о разведённой домохозяйке, вынужденной ехать за счастьем по Америке с сыном и выживать на второсортных работах, выбивается из этого ряда. Беспечных ездоков к тому моменту в американском кино сняли достаточно, а вот женщина, отягощённая ответственностью, совестью и серьёзными чувствами в век эмансипации, появилась на экране впервые.
___________________________
6. Материнство как непрекращающийся конфликт
📺 Мамочка (2014), Канада, 16+
Зрелый, выверенный и тщательно прочувствованный фильм, снятый 23-летним режиссёром, — одно из самых точных высказываний о нестабильности материнства, когда и матери, и ребёнку необходима помощь и чужое плечо. Проблемный подросток живёт со своей не то чтобы уравновешенной матерью — и каждый проступок сына влияет на эмоциональное состояние матери, перебивающейся наёмным трудом внизу социальной лестницы. Их эмоциональная созависимость, приправленная истериками и драками, — очевидно, искажённый вид тесной привязанности, которую мать и сын не в состоянии перенаправить в конструктивное русло.
___________________________
7. Материнство как выученная роль
📺 Мачеха (1998), США, 12+
В обсуждении материнского опыта одно из самых часто употребляемых слов — инстинкт. А как работает семья, если это не родные твои дети, но при этом чувство ответственности и желание сделать удобной жизнь партнёра вынуждают искать точки соприкосновения с детьми другой женщины? «Мачеха» — история соперничества родной матери и мачехи за безусловное принятие детей, и мачеха, разумеется, кажется проигравшей: она неродная, молодая, не так давно начала встречаться с отцом — и вообще неизвестно, какая у неё мотивация. «Мачеха» — фильм-аргумент за то, что эмпатия и принятие часто помогают сродниться с теми, кто кажется на первый взгляд совсем чужими.
___________________________
8. Материнство, обретённое после многолетнего отрицания
📺 Тайны и ложь (1996), Великобритания, Франция, 16+
Бытописатель британской жизни — самых печальных и агрессивных её проявлений — Майк Ли умеет рассказывать будничные, но драматичные сюжеты не как поучительные притчи, а как живые истории ни в чём не виноватых персонажей, которым не хватило смелости, любви или и того и другого. «Тайны и ложь» — история не слишком гладкого воссоединения афробританской дочери и её белой матери из рабочего класса: усыновлённая много лет назад, когда родная мать её бросила, главная героиня решает узнать больше о биологических родителях и разочарована, увидев, с какими людьми ей придётся иметь дело. Однако утерянный контакт и доверие постепенно восстанавливается: мы понемногу узнаём мать и её мотивацию получше и пытаемся примерить на себя межрасовый союз в насквозь расистском сообществе.
___________________________
9. Материнство как соперничество
📺 Тринадцать (2003), США, Великобритания, 16+
Об этом мало говорят, особенно в кино, но с наступлением пубертата многие родители включаются в безуспешную гонку ревности и признания, когда их дети заводят лучших друзей. Холли Хантер играет здесь мать, которую дочь перестаёт воспринимать всерьёз, потому что практически влюбляется в лучшую подругу — чувство, хорошо знакомое всем в переходном возрасте, когда лучшая подруга становится человеком, реализующим практически все запросы любви и поддержки. К сожалению, подруга её дочери — та ещё оторва, подбивающая когда-то беспроблемную девочку на разные авантюры, и ревность матери смешивается с простым беспокойством за жизнь дочки, одна-единственная ошибка которой может повлиять на течение жизни.